Вся жизнь гармонь !.......

ФотоГармонь

Глава 6 - Темп и динамика.
Часть первая- Ритм: как отсчитывать размер.
Теория музыки для "чайников"- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

Фото.Метроном.Рояль.

В этой части книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 6

Темп и динамика.

В э т о й гл а в е ...
>Как передать темп и динамику в нотной записи
> Как не отставать от темпа
>Управление темпом и динамикой

Каждый знает, что сочинение хорошей музыки это непросто выстраивание нот в ряд. Музыка так же тесно связана с общением, как и со звучанием, и, чтобы установить контакт с публикой, нужно завоевать ее внимание, вдохновить ее и вызвать яркий эмоциональный отклик с ее стороны.
Темп (скорость) и динамика (громкость) — вот два инструмента, которые вы используете для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в изящный променад второй Венгерской рапсодии Листа, захватывающую многогранность этюдов Шопена или (если хотите что-то посовременнее) — в медленную жуть песни Red Right Ника Кейва.
Темп и динамика являются неким аналогом музыкальной пунктуации — это знаки музыкальном предложении, которые сообщают вам, какие чувства вы должны испытывать при исполнении пьесы — ярость, грусть или что-нибудь другое. Знаки помогают как исполнителю донести до аудитории замысел композитора.

К а к задать м узы ки.

Темп на латыни означает "время", и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться. Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует исполнять пьесу. Темп задает настроение пьесы: музыка, исполняемая очень-очень медленно, в темпе grave, навевает глубочайшую тоску, но та музыка, если ее исполнить очень-очень быстро, в темпе prestissimo, покажется вам вероятно радостной и светлой.
Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначальной целью массы современных музыкальных стилей являлось музыкальное сопровождение танца. Часто движение ног танцоров и положение их тел задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.
Впрочем, до XVII века композиторы не могли эффективно влиять на манеру ис- [ения записанных произведений другими музыкантами, особенно если последние гда не слышали авторского исполнения. Только в XVII столетии в нотной записи стали использоваться понятия темпа и динамики.

Метроном - не только для гипнотизеров

Несмотря на то, что вы могли увидеть в таких фильмах ужасов, как "Два злобных взгляда" Дарио Ардженто и в картинах Альфреда Хичкока, пирамидальная тикающая коробочка предназначена не только для того, чтобы превращать людей в бесчувственных зомби.
Занятия под метроном — самый лучший из известных способов научиться держать ровный темп на протяжении пьесы; также с помощью метронома проще всего согласовать темп исполняемой пьесы с авторским темпом.
Первый метроном был изобретен в 1696-м году французским изобретателем Этьен Лулье. Первая модель Лулье состояла из очень простого маятника с грузом. Главная проблема состояла в том, что для работы с медленными ритмами (от 40 до 60 ударов в минуту) требовался прибор высотой почти в два метра.
Только более ста лет спустя два немецких мастера Дитрих Николаус Винкель и Иоганн Непомук Мельцель независимо друг от друга изготовили модель с пружиной и грузом, которая служит основой современных аналоговых (неэлекгрических) метрономов. Мельцель первым запатентовал готовое изделие и в результате его инициалы до сих пор пишутся перед стандартным темпом 4:4 — ММ=120, где сокращение расшифровывается как "Метроном Мельцеля", а 120 означает темп пьесы 120 bpm, или 120 ударов в минуту.
Как и концепция минима, метроном был встречен на ура как музыкантами, так и композиторами. Теперь композиторы, сочиняя произведения, могли задавать темп исполнения как точное число ударов в минуту. Темп выписывался над нотным станом, чтобы музыканты знали, как настраивать метроном.
Например, четверть=96 (или ММ=96) означает, что в данной пьесе нужно играть 96 четвертных долей в минуту. Подобные отметки используются и по сей день для настройки преимущественно электронных метрономов, в частности для исполнения классических и авангардных произведений, требующих четкого темпа.

Обозначения темпа

Хотя метроном был прекрасным подспорьем для таких педантов, как Бетховен и Моцарт, большинство композиторов с радостью пользовались растущим словарем обозначений темпа, которые в общих чертах характеризовали скорость исполнения пьес. И сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терми- что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление (1600 750-е годы), основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы. В табл. 6.1 приведены самые распространенные обозначения темпа в музыке, кото- е обычно пишутся над размером в начале пьесы.

Схема пауз

На рис. 6.1 показано, как темп записывается над обозначением размера в музыкальной пьесе.

Схема пауз

Если у вас есть метроном, то для того, чтобы как следует уяснить различие между разными темпами, можно выставлять не нам разные скорости: вы почувствуете, насколько будет разниться звучание пьес в разных темпах.
Проиграйте трек под номером 1 на компакт-диске, чтобы услышать примеры темпов 80 ударов в минуту (медленный), 100 ударов в минуту (умеренный) и 120 ударов в минуту (быстрый).
Чтобы еще немного вас запутать, скажем, что в сочетании с обозначениями темпа, перечисленными в табл. 6.1, иногда используются вспомогательные наречия, такие как molto {мотто, очень), тепо (мено, менее), росо {поко, немного) и non troppo {нон троппо, не слишком). Например, если темп музыкального произведения — росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть "довольно резво", а росо largo {поко ларго) будет означать "довольно медленно".

Ускорение и замедление: изменения темпа

Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для того, чтобы отличить их от прочих частей произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи.
Accelerando (accel., аччелерандо) — постепенно ускорять темп.
Stringendo (стринджендо) — резко ускорить темп.
Doppio movimento (доппьо мовименто) — сыграть фрагмент в два раза быстрее.
Ritardano (гit., retard., rallentando или rail., ритардано) — постепенно замедлять темп.
Calendo (календо) — играть медленнее и тише.
A tempo (а темпо) — эти слова в конце музыкальной фразы, в которой изменялся темп, означают возвращение к первоначальному темпу пьесы.

Динамика : громко и тихо

Обозначения динамических оттенков говорят о том, насколько громко или тихо следует играть музыкальное произведение. Как и обозначения темпа, обозначения динамических нюансов используются композиторами для того, чтобы показать, какие ощущения должна вызывать пьеса у публики: должна она быть тихой, громкой, агрессивной или печальной. Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже.
Pianissimo (рр, пианиссимо) — очень тихо.
Piano (р, пиано) — тихо.
Mezzo piano (тр, меццо-пиано) — в меру тихо.
Mezzo forte (mf, меццо-форте) — в меру громко.
Forte ( f форте) — громко.
Fortisiimo (ff, фортиссимо) — очень громко.
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения. Например, в музыкальном фрагменте, изображенном на рис. 6.2, пианиссимо {рр) означает, что нужно играть очень тихо до тех пор, пока не встретится другое обозначение. Фортиссимо (ff) означает, что оставшуюся часть фрагмента следует играть очень громко.

Схема пауз

Изменения динамики

Иногда при чтении музыкального текста вы можете встретить в музыкальных фразах фрагментах, длящихся, как правило, от четырех до восьми тактов, следующие итальянские слова.
Crescendo (cresc. < , крещендо) — постепенно наращивать громкость.
Diminuendo (dim < , диминуэндо) — постепенно уменьшать громкость.
На рис. 6.3 длинная "вилка" ( < ),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.
На рис. 6.4 сужающаяся "вилка" ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише, пока не закончится знак диминуэндо.

Схема пауз

Еще один распространенный знак — знак легато. Подобно тому, как слова сливаются в единый поток, когда вы бубните что-то непрерывное себе под нос, музыкальная лига связывает ноты в единую канву. Лиги, обозначающие знак легато, похожи на значки, соединяющие залигованные ноты.

Другие знаки, обозначающие темп и динамику

Вероятно, вы не встретите следующих знаков на начальном и среднем уровне музыкальной подготовки, но в более сложных пьесах вы можете наткнуться на один или несколько из них (значки перечислены в алфавитном порядке).
Agitato (ажитато) — взволнованно.
Animate (анимато) — оживленно.
Apassionato (апассионато) — страстно.
Conforza (кон форца) — с силой, мощно.
Dolce (дольче) — нежно.
Dolente (доленте) — грустно, скорбно.
Grandiose (грандиозо) — величественно.
Legato (легато) — плавно, слитно играя ноты.
Sotto voce (сотто воче) — еле слышно, вполголоса.

Фортепианные педали

Дополнительные обозначения динамических нюансов связаны с использованием трех педалей, расположенных у основания фортепиано (у некоторых инструментов только две педали). Стандартное расположение педалей на современных инструментах (слева направо) таково.
Левая педаль (ипа corda). На большинстве современных фортепиано левая педаль перемещает молоточки внутри инструмента ближе к струнам.
Поскольку молоточки на пути к струнам должны проходить меньшее расстояние, их скорость к моменту соприкосновения со струнами уменьшается, так что ноты, которые получаются в результате, звучат гораздо тише и быстрее затихают.
Средняя педаль. Если она есть — а многие современные инструменты изготавливаются с двумя педалями, — средняя педаль исполняет массу функций, в зависимости от модели фортепиано. На некоторых американских инструментах эта педаль при нажатии придает звуку металлический, дребезжащий оттенок. У некоторых инструментов есть басовая педаль длительности, которая действует как обычная педаль длительности, но только на басовой части клавиатуры. На инструментах другого типа — в частности, на концертные роялях — в центре располагается педаль sostenuto, которая позволяет держать одну или больше нот, в то время как последующие ноты звучат раздельно.
Правая педаль (демпфирования, длительности, громкости). Эта педаль действует так: при нажатии демпфер внутри инструмента поднимается со струн и позволяет нотам "затухать" естественно. Это создает звенящий эффект эхо для отдельных нот и аккордов (пример — заключительный аккорд песни Beatles "A Day in Life"). Педаль демпфирования также позволяет создавать настоящий сумбур: эффект достигается, если сыграть слишком длинную фразу при нажатой педали.
Например, на рис. 6.5 единица означает, что первую педаль слева нужно держать на протяжение всего фрагмента. Разрывы в скобках (А) означают, что в этих местах нужно ненадолго отпустить педаль.

Схема пауз

Обозначения динамических нюансов для других инструментов

Хотя большинство обозначений динамических нюансов считаются универсальными, те. применимыми ко всем инструментам, есть несколько оттенков, которые рассчитаны юлько на конкретные инструменты. В табл. 6.2 перечислены некоторые из них.

Схема пауз

От клавикордов до фортепиано Идея использования нюансов в нотной записи появилась примерно тогда же, когда и фортепиано — и это понятно. До момента изобретения фортепиано Бартоломео Кристофори в 1709-м году композиторам в основном приходилось писать произведения для клавесина или клавикордов; на обоих инструментах было не так просто играть тихие и громкие звуки.
Причина в том, что в основе конструкции клавесина и клавикордов лежит тот же принцип, что и в основе струнных инструментов. Но в отличие от гитары или скрипки, где пальцы исполнителя находятся в непосредственном контакте со струнами, клавесин и клавикорды оборудованы щипковым механизмом, расположенном внутри самого инструмента. При нажатии клавиши механизм дергает соответствующую струну.
Независимо от того, насколько сильно или слабо вы ударяете по клавишам любого из двух инструментов, громкость ноты оказывается практически одинаковой. Поэтому клавикорды использовались для исполнения тихих музыкальных произведений, где требовалось вибрато (дрожащий тембр нот, характерный для струнных инструментов), в то время как клавесины применялись для исполнения более громких и ярких пьес.
Хотя на вид фортепиано весьма напоминает два описанных инструмента, на самом деле оно существенно отличается от них. В фортепиано используется молоточковый механизм: молоточек ударяет по струне с той же силой, с которой палец музыканта ударяет по клавише; именно поэтому фортепиано считается ударным инструментом. Фортепиано позволило играть и тихие и громкие ноты на одном инструменте и соответственно в одном произведении. Вот почему фортепиано изначально называлось gravicembalo col pian е forte, или "клавесин с тихим и громким' . Позднее название сократили до pianoforte, а потом оно превратилось в фортепиано и пианино.

Перейти:Часть вторая.Мелодия: партия,которую вы напеваете.

Hosted by uCoz