Вся жизнь гармонь !.......

ФотоГармонь

Глава 5- Как сделать ритм естественным.
Часть первая- Ритм: как отсчитывать размер.
Теория музыки для "чайников"- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

Фото.Метроном.Рояль.

В этой части книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 5

Как сделать ритм естественным.

В э т о й гл а в е ...

> Что такое расстановка акцентов и почему иногда музыка должна отклоняться от ритма
> Как делать акцент на слабую долю с помощью синкопы
> Вступление с затакта
> Триоли и дуоли

Какими бы строгими не казались правила написания нот и пауз, вероятно, даже самый заурядный слушатель понимает, что музыка — не та сила, которой управляет механическая перкуссия и удары гигантских метрономов. Если бы наш мир был идеально упорядоченным организмом и все живое на земле двигалось бы в соответствии : со строгим распорядком и точно вовремя, то и музыка была бы такой же. Но даже самое эаоровое человеческое сердце иногда пропускает удары — что уж говорить о музыке!
Как перед композиторами, так и перед музыкальными теоретиками встала задача: перевести эти пропущенные удары на язык нотной записи, отразить подобные отклонения в нотных знаках. Именно этому и посвящена данная глава.

Расстановка акцентов и синкопы

Глубинный пульс музыки называется ритмом. В каком-то смысле ритм — основа всей музыки. Именно он определяет, как людям танцевать под музыку и даже что им чувствовать при ее звуках. Ритм музыки задает эмоции слушателей — эмоциональный подъем, тревогу, гнев или умиротворение. Когда вы записываете пьесу на бумагу, способ группировки нот в такте (фрагмент, заключенный между двумя тактовыми чертами) показывает ритмический рисунок музыки. Как музыкант, вы можете чувствовать этот естественный пульс музыки, играя и считая доли.

Общее правило расстановки акцентов

Обычно самый сильный акцент ставится на первую долю в такте. Если в нем больше трех ударов, то в середине такта, как правило, делается дополнительный акцент.
Существует масса теорий о том, почему мозг требует, чтобы музыка разбивалась на элементы по два или три счета: одно из распространенных предположений гласит, что музыка сродни человеческому сердцебиению. Но единого мнения о том, почему музыку разбивают на двух- и трехчастные фрагменты, не существует.
В пьесе, где на каждый такт идет четыре счета, например в размере 4/4, на первую долю такта делается сильный акцент, а на третью — несколько более слабый. Счет выглядит так:
РАЗ два ТРИ четыре.
Расстановка акцентов и синкопы
Общее правило расстановки акцентов
В пьесе, написанной в размере 6/8, где на каждый такт вдет по шесть ударов метронома, счет выглядит так:
РАЗ два три ЧЕТЫ РЕ пять шесть.
И так далее — подробнее о музыкальных размерах рассказывается в главе 4.

Синкопа: пропуск счета

Попросту говоря, синкопа — это умышленное нарушение двух- и трехдольной расстановки акцентов, как правило, путем выделения слабой доли, т.е. ноты, не совпадающей с ударом метронома.
Напомним, что в размере 4/4, согласно общей расстановке акцентов, сильными являются первая и третья доли, а вторая и четвертая доли — слабые. При дирижировании на сильные доли рука идет вниз, а на слабые доли, на которые, как правило, не делается акцент — вверх.
Итак, если перед вами — музыкальный фрагмент, показанный на рис. 5.1, то четвертная пауза на месте сильной третьей доли будет считаться точкой синкопы. Акцент перенесен на четвертую долю такта, и поэтому ритм звучит иначе, отличается от традиционного ритма в размере 4/4.

Ноты

Естественная расстановка акцентов нарушена: РАЗ-два-(три)-ЧЕТЫРЕ звучит непривычно, потому что нам хочется услышать несуществующую четверть, которая была бы сильной долей второго полутакта.
>>> Если каким-либо образом нарушить естественный ритм путем смещения акцента или удаления сильной доли, то получится синкопа.
Синкопа — действительно хитрая штука. Часто ее неверно истолковывают, считая атрибутом заковыристых, сложных ритмов с массой шестнадцатых и восьмых долей, которые часто встречаются в джазовой музыке, но подобное утверждение не всегда верно. Например, на рис. 5.2 показана последовательность восьмых долей, а потом — шестнадцатые ц тридцать вторые.

Ноты

Нельзя считать ритм на рис. 5.2 синкопированным только потому, что в нем много нот: как вы видите, сильными в обоих тактах по-прежнему являются первая и четвертая доли, а это типичная картина для данного размера.
Даже если перед вами такт, полностью состоящий из восьмых долей, то в нем нет синкоп, потому что каждая восьмушка имеет ритмическое разрешение: сильные доли находятся там, где им следует быть, в точках расстановки акцентов, как показано на рисунке.
По этой же причине среди нескольких шестнадцатых долей, идущих подряд, так же нет синкоп: несмотря на то, что есть масса нот, которые не попадают на сильную долю, все сводится к счету РАЗ два ТРИ четыре или РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть. Но взгляните на фрагмент, изображенный на рис. 5.3.

Ноты

В этих двух тактах есть две синкопы: ритм звучит, как РАЗ два три ЧЕТЫРЕ раз ДВА три ЧЕТЫРЕ. В обоих тактах естественные акценты смещены, и в результате мы получаем рваный, рубленный ритм. Попробуйте просчитать ритм песни Satisfaction группы Rolling Stones, и услышите несколько примеров синкоп.
Так в чем же состоит синкопа: в четкой расстановке пауз или акцентов?
Ответ: и том, и в другом. Любой фрагмент пьесы, который заставляет вас изменить свое представление о том, где находится сильная доля, является синкопой, поскольку смещаются сильные и слабые акценты.

Затакт ы

Те, кто учился поэтическому слогу, вероятно, слышали об анакрусах. В поэзии анакрусой называется один или более безударных слогов (метрически слабое место) в начале стиха, перед тем как вступает в силу заданный метрический размер.
Доктор Зюсс был большим любителем анакрус и часто использовал их в своих клас- ских произведениях, таких как "Чего я испугался?" Это длинное стихотворение называется так:
Итак...
Гулял я поздним вечером,
Бояться было нечего.
Ведь не боялся до того
Я совершенно ничего.
В данном примере слово "Итак..." является анакрусой стихотворения, поскольку совершенно не вписывается в его метрический размер, а служит характерным вступлением. В музыке предназначение анакрусы аналогично, только называют ее обычно затактовыми нотами, или затактом.
Затакт имеет место, когда вы видите в начале пьесы такт "неправильного" размера, наподобие того, что показан на рис. 5.4.

Ноты

Выглядит необычно, неправда ли? До сих пор мы следовали правилу, согласно которому в размере 4/4 на каждый такт приходилось по четыре счета. Каждый такт напоминает кувшин с водой, который нужно наполнить доверху, и вы не можете налить меньше или больше. Таково правило.
Но затакт позволяет нам нарушить это правило. Такт, изображенный на рис. 5.4, содержит только один счет (удар метронома) вместо требуемых трех. С этого момента песня соответствует правилам, заданным размером 3/4 до самого конца, где вы вдруг натыкаетесь на такт, который изображен на рис. 5.5.

Ноты

Последний такт — это вторая часть затакта: последние два счета считаются оставшейся частью самого первого такта. Последний такт устраняет несоответствие, возникшее в первом такте, и таким образом вы получаете пьесу, идеально соответствующую всем правилам теории музыки. Поскольку в самом начале вы заполнили кувшин лишь на треть, последний такт добавляет недостающие две трети.
В современной музыке, особенно в рок-музыке, допускается, чтобы первый такт был заталтом, но музыкантам не обязательно придерживаться правила и заканчивать произведение неполным тактом. Часто песня начинается с затакта, а в последнем такте присутствуют все доли. Это объясняется тем, что многие правила, господствовавшие в музыке до XX века, существенно смягчились, и теперь музыканты могут вздохнуть свободнее.

"Неправильные" ритмы : триоли и дуоли

"Неправильные" ритмы — одна из проблем, с которой сталкиваются композиторы, когда пытаются записать ноты готовых произведений, чтобы их могли исполнять другие.

Триоли

Допустим, вы хотите вставить легкую трель (быструю последовательность из двух или трех нот) на место обычной четвертной доли. В размере 4/4, если вы хотите, чтобы число быстрых нот было степенью двойки, то можно вставить на место четверти две восьмых, четыре шестнадцатых или восемь тридцать вторых долей.
Но что делать, если вам хочется вставить нечетное число нот и точно уложиться в одну четвертную долю? Ответ таков: нужно сыграть триоль — совокупность нот, получаемую при делении на три равных части ноты, которая изначально делится на две равных части. Четверть, целенная на триоль, выглядит так, как показано на рис. 5.6.

Ноты

Прекрасный способ, помогающий отсчитать размер, где встречаются триоли — говорить слово "триоль" после номера соответствующего счета — тогда у вас наверняка получится разбить долю на три равные части.
Например, чтобы просчитать такты, показанные на рис. 5.7, нужно считать так:
РАЗ два ТРИ-три-оль четыре РАЗ-три-оль два ТРИ-три-оль четыре.

Ноты

Триоли можно записывать двумя способами: можно ставить тройку над группой из трех нот или ставить, кроме тройки, квадратную скобку. Записывая триоль, мы подразумеваем "три ноты вместо двух". ,

Дуоли

Дуоли напоминают триоли, только действуют наоборот. Дуоли используются, когда зитор хочет поставить две ноты на то место, где их должно быть три.
Примером может служить разбиение четверти с точкой на две восьмых доли вместо трех. , как это предполагается в сложном размере. Хороший способ для счета дуолей — считать вторую ноту в каждой паре как "-и", вместо того, чтобы присваивать ей номер, как любой другой доле в сложном размере.
Например, такт, изображенный на рис. 5.8, нужно просчитывать так:
РАЗ два ТРИ ЧЕТЫ РЕ-и РАЗ-и ЧЕТЫРЕ ПЯТЬ ШЕСТЬ.

Ноты

Перейти: Часть первая. Глава 6 Темп и динамика.

Hosted by uCoz