Вся жизнь гармонь !.......

ФотоГармонь

Теория музыки для "чайников"- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

Введение

Добро пожаловать на страницы книги Теория музыки для "чайников "!
О чем вы думаете, когда слышите словосочетание "теория музыки"? Может быть, в сознании всплывает образ вашей учительницы пения из начальной школы, который кричит на вас, сидя за фортепиано? Или, может, вам вспоминается картина из менее отдаленного прошлого: ваши однокурсники на парах по теории музыки усердно пытаются записать по нотам писк терменвокса? Если хотя бы один из этих образов близок к вашему восприятию термина "теория музыки", то мы надеемся, что эта книга вас приятно удивит.
Многих музыкантов-самоучек теория настораживает и даже немного пугает. В конце концов, если вам под силу читать гитарные табулатуры и играть по нотам некоторые произведения, то зачем нагружать себя теоретическими знаниями о том, что вам уже известно?
Однако даже самая элементарная теоретическая музыкальная подготовка позволит вам расширить диапазон своих возможностей как музыканта. Умение читать ноты с листа поможет вам играть классическую музыку на фортепьяно, а базовые знания о последовательностях аккордов укажут путь к написанию собственных произведений.

Об этой книге

Теория музыки для "чайников" научит вас держать ритм, читать нотную запись и определять, как продолжить песню, будь то чужое произведение или ваша собственная мелодия.
Все главы максимально независимы: вам не обязательно читать каждую главу, чтобы понять, о чем пойдет речь в следующей. Впрочем, читать главы одну за другой полезно, поскольку получать музыкальные знания удобнее, переходя от простых понятий к более сложным.

На кого расчитана эта книга

Теория музыки для "чайников" написана для музыкантов всех уровней, от тех, кто тоаько-только начинает учиться музыке, до людей с классическим музыкальным образованием, которых не научили импровизировать, и до опытных музыкантов, знающих как создавать музыку, но никогда не задумывавшихся над тем, как прочесть что-то, кроме табулатур и сольных партий. Вот несколько типов читателей, о которых мы думали, работая над этой книгой.

Абсолютный новичок

Мы написали эту книгу, надеясь, что она будет сопровождать начинающего музыканта с самых первых шагов: сначала поможет ему читать ноты и отбивать ритм, а затем предпринимать первые попытки сочинения музыки, используя принципы музыкальной теории.
Новичкам следует начинать чтение книги с самой первой части и осваивать материал последовательно. Книга построена таким образом, чтобы максимально соответствовать учебному плану, по которому теорию музыки преподают в музыкальных школах; все зависит от того, насколько быстро вы можете учиться.

Студент-недоучка или любитель

Наша книга пригодится и музыканту, который в детстве брал уроки игры на каком- либо инструменте и еще помнит, как читать ноты, но никогда не знакомился с принципами построения гамм, основами импровизации, не участвовал в джем-сейшенах с другими исполнителями.
Таких людей множество, и с помощью этой книги мы попытаемся вернуть им радость исполнения музыки. Мы покажем, как выйти за пределы ограничений, наложенных исполнением классических пьес, как начать по-настоящему импровизировать и даже писать собственную музыку.

Опытный исполнитель

Также Теория музыки для "чайников " рассчитана на опытных музыкантов, которые знают, как играть, но никогда не умели читать ноты, не фигурировавшие в основных сборниках и в нотной записи солирующих партий. Вам тоже, возможно, захочется начать чтение с первой части, поскольку в ней как раз описаны длительности, используемые в нотной записи. Если вы уже знакомы с понятиями восьмых долей, четвертей и т.д., то вам захочется начать чтение со части И. В ней мы описываем весь нотный стан и для простоты излагаем материал в терминах фортепианной клавиатуры и гитарного грифа.

Как построена эта книга

Теория музыки для "чайников" состоит из пяти частей. Первые четыре посвящены тем или иным областям музыкальной науки, а пятая, "Великолепные десятки", содержит информацию о разных забавных моментах, не имеющих почти никакого (или вообще никакого) отношения к непосредственному исполнению музыки. Благодаря такой системе вам будет легче быстро найти то, что вы хотите узнать, — поскольку, в конце концов, наша книга — это справочное пособие и никому не охота целый день перелистывать страницы в поисках описания какого-нибудь простого приема.

Часть I. Ритм: как отсчитывать размер

Без ритма музыка была бы одной неразделимой, сплошной нотой, под которую было бы крайне сложно танцевать. Ритм — основополагающий компонент музыки любого стиля, и умение держать четкий ритм определяет исполнительские способности. В этом разделе мы описываем ноты и паузы разной длительности, которые используются в нотной записи, а также и более сложные понятия, такие как размеры и синкопы.

Часть II. Мелодия: партия, которую вы напеваете

Мелодия — ведущая партия песни, именно она запоминается и звучит в вашей голове еще долго после того, как песня закончится. Это ключевая музыкальная тема, проходящая через всю музыкальную пьесу или через ее часть, придавая целостность всему произведению. В данной части книги мы описываем основные принципы чтения нот и приводим описания нотной записи для фортепьяно и гитары.

Часть III. Гармония: как облечь музыку плотью

Гармония — это наполнение мелодии. Гармония способна превратить простейшую мелодию вроде Во поле березка стояла в полномасштабное оркестровое произведение. В этой части мы рассказываем об основах построения интервалов, о мажорной и минорной тональностях, о построении аккордов и об использовании квинтового круга. Также мы описываем основные последовательности аккордов и кадансы. Здесь же вы найдете примеры мелодий, которые можно услышать на прилагаемом к книге компакт-диске, как в фортепианном, так и в гитарном исполнении.

Часть IV. Форма: как устроена музыка

В этой части мы покажем, как объединить все усвоенные знания и приступить к соз- данию собственной музыки. Мы разберем и подробно рассмотрим структуру целого ряда шиссических музыкальных форм, включая фуги и сонаты, а также формы популярной музыки , в частности, 12-тактовые блюзы, 32-тактовые блюзовые баллады и, наконец, рок и поп.

Часть V. Великолепные десятки

В этой части мы познакомим вас с некоторыми теоретическими аспектами, выходящими за рамки исполнения музыки. Мы отвечаем на рад распространенных вопросов по теории музыки, которые нам чаще всего приходится слышать. Мы приводим краткие портреты некоторых замечательных музыкальных теоретиков, без которых ни эта, ни лобая подобная книга не могла бы появиться на свет. И, наконец, мы указываем вам вправление дальнейших музыкальных изысканий, перечисляя дополнительную литературу по историки теории музыки, а также электронные ресурсы.

Перейти: Часть I. Ритм: как отсчитывать размер. Глава 1.

Hosted by uCoz