Вся жизнь гармонь !.......

ФотоГармонь


Часть первая- Ритм: как отсчитывать размер . Глава 1.
Теория музыки для "чайников"- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

Фото.Метроном.Рояль.

В этой час книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 1

Так что же такое теория музыки

В этой главе ...
> Значение теории музыки
>Немного об истории музыки
> Музыкальные теоретики
> Почему фортепиано занимает центральное место среди музыкальных инструментов

Одно из самых важных утверждений, которые следует помнить, знакомясь с теорией музыки, состоит в следующем: сначала была музыка. Музыка существовала за тысячи лет до того, как появилась теория, способная объяснить, чего же хотели добиться люди, когда колотили в свои барабаны. Так что не думайте, что не сможете стать хорошим музыкантом, не прослушав теоретический курс.
Вообще-то, если вы являетесь хорошим музыкантом, то уже владеете массой теоретических сведений. Вы просто не знаете нужных слов или научных формулировок, которые описывают то, что вы делаете. Определения и правила, составляющие теорию музыки, очень сильно напоминают системматические правила, которым подчиняется письменная речь, — и они тоже появились после того, как люди успешно научились объясняться друг с другом. Способность «фиксировать речь на письме позволила людям, находящимся на большом расстоянии друг от друга, "услышать" беседы и истории именно такими, какими автор хотел их представить; точно так же способность записывать музыку позволяет другим музыкантам читать и играть произведения именно так, как этого хотел композитор. Обучение чтению нотной записи практически полностью аналогично изучению иностранного языка — вплоть до того, что человек, бегло владеющий музыкальным языком, способен, прочитать фрагмент нотной записи, "услышать музыкальную беседу".
Множество людей не умеют ни читать, ни писать, но способны прекрасно передавать свои мысли и чувства в устной форме. Точно так же существуют масса музыкантов-самоучек с особым чутьем, которые никогда не учились читать или писать музыку и считают такую затею, как изучение теории, утомительной и бесполезной. Однако подобно тому, как уровень образования человека, научившегося читать и писать, значительно возрастает, изучение музыкальной теории помогает музыкантам осваивать новые приемы, исполнять музыку незнакомых стилей и воспитывать в себе уверенность, необходимую для новых изысканий.

Как теория поможет мне в м у зы к е ?

Человек, не знакомый с музыкой, считает, что мелодия может начинаться с любой ноты, идти, куда ей заблагорассудится, и прекратиться, как только исполнитель решит сделать перерыв и выпить чашечку кофе. Возможно, вам доводилось бывать на концертах, выстроенных именно по такому принципу, однако по большей части такие концерты сумбурны и только раздражают публику, потому что организаторы постоянно потворствуют капризам музыкантов; в целом посещение таких концертом — занятие бессмысленное. Единственная категория людей, способных внести достойную лепту в спонтанный джем-сейшен — это те, кто знает музыку достаточно хорошо для того, чтобы грамотно выстроить ноты и аккорды в своей партии: тогда музыка приобретет смысл для слушателей. А поскольку музыка по сути своей является формой общения, контакт со слушателями — весьма важный аспект.
Изучение теории музыки — невероятно захватывающее занятие. Невозможно описать словами, какую бурю эмоций вы испытываете, когда вдруг понимаете, как построить последовательность аккордов для 12-тактового блюза и написать по-настоящему хорошую песню на ее основе, или когда вы смотрите на ноты классического произведения и обнаруживаете, что вам не терпится впервые сыграть его, или когда вы впервые садитесь играть "джем" с друзьями и обнаруживаете, что можете сыграть соло.
Мы хотим, чтобы наши читатели пользовались сведениями из книги постоянно, поскольку соблазн попробовать новые музыкальные приемы слишком силен для того, чтобы ему противиться.

Cтаруxa с линейкой

Да-да. Именно такой образ всплывает в сознании многих из нас при мысли об уроках музыки: злые, пожилые преподавательницы по классу фортепиано, отбивающие ритм линейками, иногда буквально в сантиметре от наших пальцев. Мы клянемся, прямо здесь и сейчас, что никаких злых старух не появится в вашем доме из-за того, что вы приобрели эту книгу. Вы можете знакомиться с главами книги и с принципами, изложенными в ней, сколь угодно медленно или быстро, не боясь получить линейкой по пальцам.
Впрочем, имеет место следующий неоспоримый факт: вы получаете от музыки то, что сами в нее вкладываете. Хотите быть в состоянии исполнять классическую музыку — учитесь читать с листа и соблюдать четкий ритм. Собираетесь стать рок-гитаристом? Тогда вам особенно важно знать, какие ноты следует играть в заданной тональности. Обучение исполнению музыки требует незаурядной внутренней дисциплины, но, в конце концов, усердная работа себя оправдывает.
И, конечно же, исполнение музыки приносит радость, а умение хорошо играть приносит неимоверную радость. Все любят рок-звезду/джазмена/Моцарта!
А теперь — немножко истории.

Зарождение теории музыки

Насколько мы можем судить, ко времени становления древнего мира — примерно за семь тысяч лет до нашей эры — устройство музыкальных инструментов уже достигло уровня сложности, который дожил и до настоящего времени. Костяные флейты, в которых просверливалось от пяти до восьми отверстий, изготавливались в китайской провинции Хэнань и позволяли играть как в пентатоническом ладу Ся-Чжи, так и в ладу из семи ступеней Цин-Шан — оба лада использовались в древнекитайской музыкальной системе. На некоторых из флейт, сохранившихся с того периода, можно играть и сегодня, и на них были записаны краткие произведения, которые можно послушать.
Люди исполняли музыку во всем мире — и играли они не только на костяных дудочках и пустых черепаховых панцирях. Пиктограммы и росписи гробниц указывают, что примерно за три с половиной тысячи до нашей эры египтяне изобрели арфу — а если и не изобрели, то, во всяком случае, широко использовали ее, а также кларнет с двумя тростями, лиры и собственные модели флейт. Около 2500-го года до н.э. их соседи, живущие на противоположном берегу Средиземного моря, кикладийцы, впоследствии давшие начало древнегреческой культуре, также освоили лиру, в то время как в далекой Дании датчане изобрели первую из известных труб.
К 1500-му году до н.э. хетгы из северной Сирии модифицировали традиционную египетскую модель лютни-арфы и изобрели первую двухструнную гитару с пустым резонатором, усиливавшем звук струн при щипке, у которой был длинный гриф с ладами н колками на конце. Конечно, сегодняшние гитары выглядят гораздо привлекательнее н у них на несколько струн больше, но они изготавливаются на основе той же базовой модели, которая была изобретена более трех тысяч лет назад.
Далеко не на все вопросы о древней музыке у нас есть ответы, и один из них — почему музыка разных культур характеризуется массой сходных тональных качеств, несмотря на полную независимость этих культур друг от друга. Многие теоретики пришли к выводу, что слушатель воспринимает одни последовательности нот как правильные, а другие — как неправильные. При таком подходе можно так определить назначение теории музыки: теория музыки — это поиск причин, по которым музыка звучит "правильно" или "неправильно".
Легко представить себе, как какой-нибудь неандерталец смастерил звучную флейту нам изобразил задорный ритм на пустом бревне, а его соплеменники завопили: "Ух, как ты это делаешь?" И вот пожалуйста! Появилась теория музыки, задача которой — объяснить, почему что-то звучало так, как звучало, и как такой звук можно получить снова.

Греки первые теоретики…

Многие считают, что настоящая родина теории музыки — Древняя Греция. Ведь именно древние греки, действуя со свойственной им методичностью, основали целые философские и научные школы, построенные на анализе всей известной на тот момент информации о музыке. Даже Пифагор — покоритель треугольников — не остался в стороне и создал 12-ступенный октавный лад (которым мы пользуемся и поныне) с помощью первого квинтового круга, инструмента, к которому и по сей день трепетно относятся самые разные музыканты.
Еще один древнегреческий ученый и философ, Аристотель, написал несколько книг по теории музыки. Он положил начало элементарной форме нотной записи, которой пользовались в Греции и в более поздних культурах на протяжении почти тысячи лет после его смерти.
В Древней Греции вообще был заложен такой мощный фундамент теории музыки, и потребности в каких-либо существенных изменениях не возникало до начала эпохи Возрождения в Европе, почти двумя тысячелетиями позднее. Соседи и завоеватели с превеликим удовольствием заимствовали у греков математику, естественные науки- философию, искусство, литературу и музыку, творчески используя их в собствене н культурах.
Впрочем, другие народы не разделяли социальных и культурных воззрений греков, утверждавших, что одаренным людям позволительно ничего не делать, а только предаваться размышлениям о природе вещей и благе общества, — они были слишком заняты. У них было дел по горло: войны, восстания рабов, нашествия варварских орд, разорение Рима и последовавшие трудные годы Средневековья.

Клавиатура и нотная запись

До эпохи Возрождения в музыкальной теории не произошло никаких изменений, которые можно было бы назвать новаторскими. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты находились в обиходе на протяжении тысяч лет, и, хотя их конструкция и манера игры на них постепенно совершенствовались, по сути, это были те же инструменты, которыми пользовались в древней Месопотамии. Только в XIV веке появилось совершенно новое музыкальное приспособление — клавиатура. На самом деле первые примитивные клавиатуры использовались еще с I века до н. э., когда грек Ктесибий изобрел орган с одной клавишей. Позднее конструкцию переняли римляне, которые использовали инструмент для аккомпанирования представлениям на аренах. Это был, несомненно, самый громкий инструмент своей эпохи, и он прекрасно подходил для того, чтобы возвещать о начале и окончании таких зрелищных событий, как, например, Римские Игры. Однако следует учесть, что, если вы слышали инструмент, находясь на арене, значит, вам предстояла схватка со львом, поэтому прообраз органа вряд ли пользовался популярностью у римских гладиаторов. Органы стали непременным атрибутом католической церкви примерно с конца VIII века, но играли на них только по прихоти очередного Папы. Святой Августин, вероятно, не любил музыку — он не позволял исполнять ее во время служб. Папа Григорий запретил священнослужителям играть на музыкальных инструментах — во время службы мог звучать только человеческий голос. За пределами церкви не было клавишных инструментов, на которых могли бы импровизировать народные музыканты. Органы с трубами были слишком велики для того, чтобы их воровать или перевозить, так что, если церковь брали штурмом и грабили, то орган пропадал вместе с ней. Опять же по причине своей принадлежности к церкви, орган (т.е. клавишный инструмент) считался священным инструментом, на котором не пристало играть простолюдинам. Поэтому когда наконец появился клавесин и стал доступен для широкого использования, его считали инструментом значительно более высокого ранга, нежели "крестьянские" инструменты наподобие разного рода дудок, на которых играли тысячелетиями. Если представители знати желали, чтобы к торжественному событию было написано и исполнено музыкальное произведение, то речь шла чаще всего именно о клавесинной музыке. Подобное отношение к клавишному инструменту как к атрибуту высшего сословия перешло в эпоху барочной и классической музыки и по сей день влияет на общественное мнение о нем. Изобретение клавиатуры положило начало современной музыкальной нотной записи. Связь клавиатура—ноты значительно упростила сочинение музыки для больших оркестров и закрепила тот факт, что новейшие произведения того времени создавались для клавишных инструментов вследствие вышеупомянутого отношения к ним как к атрибуту элиты.
Французские композиторы XV века начали добавлять к нотному стану столько линеек, сколько им требовалось. Также они писали музыку на нескольких нотных станах, чтобы ее могли одновременно играть несколько инструментов. Поскольку на клавиатуре было так много нот, для записи партий правой и левой рук (соответственно в скрипичном и басовом ключах) начали использовать отдельные нотные станы.
Клавишные также обладали тем преимуществом, что на них очень просто строить аккорды (в главе 13 об этом написано весьма подробно). Принципы построения интервалов (глава 10) и аккордов широко применяли знаменитые барочные композиторы: Генрих Шютц, Жан Батист Люлли, Генри Перселл, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман и Антонио Вивальди.
К XVII веку нотный стан из пяти линеек стал считаться стандартным для большинства инструментов — возможно, потому, что было проще и дешевле печатать однотипные жггные листы, на которых можно было записывать музыку. Система почти не изменилась за последние четыре столетия и, вероятно, не изменится до тех пор, пока не появится новый, более удобный и привлекательный инструментальный интерфейс.
А теперь, когда вы знаете о том, с чего началась теория музыки, давайте перейдем к истинной причине, побудившей вас взять в руки эту книгу. Причина эта проста: вы бюдите знать, как работает теория музыки.

Перейти: Часть первая. Глава 2 - Как считать ноты.

Hosted by uCoz